Виктор Горский-Мочалов, Юрист
Команда
30 октября
7 минут

Войны Орсона Уэллса: Как режиссёр остался без авторских прав на радиопостановку «Война миров»

30 октября 1938 года по американскому радио Columbia Broadcasting System (CBS) прозвучала радиопостановка «Война миров» по одноимённому роману Герберта Уэллса о вторжении марсиан. Поставленное в жанре мокьюментари шоу взволновало слушателей. Многие из них пропустили начало и восприняли сообщение об атаке инопланетян всерьёз. Масштабы паники, охватившей население, считаются преувеличенными, но достаточными, чтобы попасть в хроники, стать предметом исследований и вдохновить подражателей

Изображение: Орсон Уэллс и его команда работают над радиопостановкой «Война миров». Фотография: Acme Telephoto - The Gastonia Daily Gazette (North Carolina), November 3, 1938 (page 8), https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:The_War_of_the_Worlds_(radio_drama)#/media/File:Mercury-Theatre-Radio-Rehearsal-1938.jpg

Режиссёром радиопостановки был 23-летний Орсон Уэллс – будущий режиссёр «Гражданина Кейна». Нанятый в CBS ровно за 2 месяца до премьеры, не имея ничего общего с тем самым Уэллсом (который Герберт), он смог воссоздать «Войну миров» не только как радиошоу, но и – пусть ненадолго – как ужасающую реальность для излишне впечатлительных слушателей.

Однако ему не суждено было стать признанным автором этого творения. Череда собственных ошибок и историческая несправедливость привели к тому, что Орсон Уэллс остался без авторских прав и потерпел судебное поражение.

А началось всё с внимания учёных к феномену его постановки.

 

Говард Кох и авторские права на звукозаписи

Для адаптации оригинального романа Герберта Уэллса к радио-формату Орсон Уэллс пригласил сценариста Говарда Коха. Через несколько лет Кох будет работать над сценарием оскароносной «Касабланки», которая завоюет кинотеатры немногим позже «Гражданина Кейна» Уэллса. Однако в 1938 году Орсон и Говард работали вместе, ещё не зная, что впереди их ждут юридические тяжбы.

Пока Орсон Уэллс и Говард Кох работали над «Войной миров», члены Палаты представителей Конгресса США уже несколько лет как трудились над законопроектами об авторских правах на аудиозаписи. В 1938 году законы США ещё не предусматривали такую охрану.

В те годы Палата представителей рассматривала целый ряд законопроектов о правах на аудиозаписи, среди которых были проекты Сировича (Sirovich bill), Дэйли (Daly bill) и Гаффи (Guffey bill). Их предложения имели множество сторонников, но не были утверждены из-за многочисленных возражений. Помимо прочего, законодателей пугала мысль, что авторское право может охранять что-то столь нематериальное как исполнение – именно в качестве исполнения они воспринимали процесс создания звукозаписей.

Изображение: Джон Бёррвуд Дэйли – автор одного из законопроектов о предоставлении авторских прав создателям звукозаписей. Умер 12 марта 1939 года, через 5 дней после представления одной из обновлённых версий законопроекта. Фото: Harris & Ewing - Library of Congress, https://en.wikipedia.org/wiki/J._Burrwood_Daly#/media/File:JBurrwoodDaly.jpg.

Сегодня авторское право США шагнуло далеко вперёд. С точки зрения современного закона радипостановка предстаёт в виде даже нескольких самостоятельно охраняемых объектов авторского права: (1) драматическое произведение, предназначенное для публичного исполнения, (2) и звукозапись, являющаяся результатом аудиофиксации такого исполнения.

В 1938 году к подобному юридическому новаторству законодатель не был готов. Для Орсона Уэллса и его команды это значило, что их работа над «Войной миров» не получит интеллектуально-правовую охрану законом.

Правда, помимо закона, в США действовало также «общее авторское право» (common law copyright). Подпитываемое не текстом закона, а духом права, общее право складывалось в судах и было более гибким. Как отмечают юристы, радиопостановки могли быть признаны достаточно творческими, чтобы иметь охрану общим правом. Однако устойчивой судебной практики в пользу исполнителей радиопостановок в те времена ещё не сложилось.

Исключением был лишь сценарный текст. В отличие от радиопостановок, тексты охранялись законом с первых дней существования авторского права.

Закон был на стороне Говарда Коха. По условиям контракта с CBS, вместо существенной зарплаты Кох получал права на все сценарии, написанные им для CBS.

 

«Вторжение с Марса» Хэндли Кэнтрила

Феномен массовой паники, вызванной радиопостановкой Орсона Уэллса, заинтересовал учёных. Специалист по социальной психологии Хэндли Кэнтрил из Принстонского университета посвятил этому событию своё исследование, которое было опубликовано в 1940 году в книге «Вторжение с Марса». Сценарий Говарда Коха был приведён в книге с разрешения самого Коха – в феврале 1940 года он, Кэнтрил и Принстонский университет заключили соответствующий договор. В качестве автора сценария был упомянут Говард Кох. И больше никто.

Изображение: Обложка одного из изданий книги Хэндли Кэнтрила «Вторжение с Марса». Princeton Univ Pr; 1st US - 1st Printing edition (January 1, 1947). Источник: https://www.amazon.com/.

Ещё до выхода книги об этом стало известно Орсону Уэллсу. Посоветовавшись с юристами, он решительно возражал против указания Коха как единственного автора сценария, поскольку видел вклад в сценарий со стороны не только Коха, но и других участников творческого коллектива. Однако в итоге он согласился на публикацию книги, поставив лишь условие включить в неё пометку:

«При публикации своего радио-сценария ВОЙНА МИРОВ Говард Кох желает сделать следующее заявление во избежание любых недоразумений, которые могут быть пагубны для Орсона Уэллса: “Радиопостановку, основанную на ВОЙНЕ МИРОВ Г. Дж. Уэллса, задумал Орсон Уэллс. Кроме того, он продюсировал, режиссировал и выступал в эфире. В абсолютно правильном смысле, это достижение мистера Уэллса, единственный мой вклад заключался в написании сценария в соответствии с его [Уэллса] общей концепцией”».

Изображение: Фрагмент из судебного решения по делу Orson Welles vs. Columbia Broadcasting System, Inc. с цитатой из книги Хэндли Кэнтрила «Вторжение с Марса».

На этом конфликт с Хэндли Кэнтрилом и Принстонским университетом был исчерпан. Книга переиздавалась несколько раз, а сам сценарий был перепечатан и в других книгах. Несмотря на повторное обращение к юристам, Уэллс не предъявлял претензий о нарушении авторских прав.

Говард Кох продолжал получать роялти.

 

«Ночь, когда Америка содрогнулась»: война началась

1950-е, XX век стремительно набирает обороты. Ещё недавно CBS была лишь радиосетью, но теперь это ещё и телевидение. Однако компания помнит свою славную радио-историю и не лишает себя удовольствия напомнить о ней зрителям.

9 сентября 1957 года ТВ-канал CBS показал передачу «Ночь, когда Америка содрогнулась» (The Night America Trembled). Отчасти документалка, эта передача повествовала о панике 1938 года, которая была вызвана радиопостановкой «Война миров».

Изображение: Кадр из передачи «Ночь, когда Америка содрогнулась» (CBS Television Network, режиссёр Том Донован, сценаристы Нельсон Бонд и Флетчер Маркл. Источник: https://www.imdb.com/.

Естественно, была использована часть сценария, написанного Говардом Кохом. Компания CBS не спрашивала разрешения у Уэллса, ограничившись договором с Кохом.

Теперь авторские права Уэллса не были признаны той самой компанией, которая когда-то наняла его для постановки. Этого удара Уэллс не смог вынести равнодушно. Так начался судебный спор по делу Orson Welles vs. Columbia Broadcasting System, Inc.

 

Ошибки прошлого

Уэллс начал свою позицию с опровержения того, что в 1938 году он был нанят CBS в качестве работника. Он попытался доказать, что компания CBS была для него не работодателем, а клиентом, поэтому авторские права на все созданные произведения не передавались компании. Следовательно, CBS должна была получать согласие Уэллса на каждое новое использование.

Однако ознакомившись с договором между Уэллсом и CBS, заключённым в 1938 году, суд пришёл к выводу, что договор был направлен на найм Уэллса как работника и на сохранение за CBS прав на созданные произведения.

Главный вопрос, который поставил Уэллс перед судом: был ли Говард Кох единственным автором сценария? Уэллс настаивал, что он тоже сделал существенный вклад в сценарий и потому должен считаться соавтором.

Суд, однако, не счёл вклад Уэллса существенным:

«В ходе перекрёстного допроса Уэллс признал, что Кох был «по крайней мере» соавтором сценария. […] Однако он заявил, что и сам являлся соавтором в силу внесённых им дополнений и исправлений, которые он делал в последнюю минуту. […] С точки зрения права, однако, исправления и дополнения Уэллса не делают его соавтором».

Изображение: Фрагмент из судебного решения по делу Orson Welles vs. Columbia Broadcasting System, Inc.

Ах, если бы Уэллс смог доказать, что его работа над сценарием была более вовлечённой!.. Но и это не спасло бы. Вся предшествующая история его конфликтов по поводу сценария обернулась против него.

Закон против общего права

В обоснование иска Уэллс ссылался на охрану своих авторских прав, которая была предоставлена ему общим правом (common law copyright). Такое право формировалось судами ещё до появления закона и имело сильно ограниченные пределы действия. В частности, оно защищало авторов от публикации их текстов без разрешения. Если же текст был первоначально правомерно опубликован самим автором, то последующие иски о нарушении авторских прав должны вытекать из закона, а не из общего права.

Эти юридические тонкости сыграли с Уэллсом злую шутку. Он не учёл, что в 1938 году сценарий «Войны миров» не был им надлежащим образом опубликован. Уэллс лишь исполнил его на радио. Первая публикация текста произошла лишь в 1940 году в книге Хэндли Кэнтрила «Вторжение с Марса». И Орсон Уэллс в итоге не возражал ни против публикации книги, ни против указания Говарда Коха как автора.

Поскольку публикация книги была абсолютно законной, иск больше не мог быть предъявлен из общего права, а значит юридическая аргументация Уэллса не могла иметь эффект.

Но что если Уэллс учёл бы эти юридические нюансы? Увы, его согласие на публикацию книги Кэнтрила имело более разрушительный эффект, чем он подозревал.

Эстоппель

В юриспруденции существует доктрина «эстоппель» (estoppel): не допускается, чтобы вследствие непоследовательности в своем поведении сторона получила выгоду в ущерб другой стороне, которая добросовестным образом положилась на юридическую ситуацию, созданную первой стороной.

Древнеримская версия этого принципа: venire contra factum proprium (никто не может противоречить собственному предыдущему поведению).

Иными словами, доктрина «эстоппель» запрещает лицам требовать признать какие-то действия нарушением, если раньше их поведение свидетельствовало о согласии с такими действиями. Идея в том, чтобы поведение правообладателей было для всех остальных предсказуемым и понятным, а суды не способствовали внезапному и противоречивому поведению.

Согласившись на публикацию книги Хэндли Кэнтрила «Вторжение с Марса» и на указание Говарда Коха как единственного автора сценария «Войны миров», Уэллс уничтожил последние шансы на защиту своих авторских прав. Суд пришёл к выводу, что если Уэллс добровольно допустил такую публикацию, не претендовал на роялти и ни разу впоследствии не предъявлял претензии о нарушении авторских прав, хотя знал о новых публикациях сценария, то нельзя позволить ему изменить свою позицию и заявлять о нарушении авторского права в судебном порядке.

Fair use

Напоследок суд рассмотрел ситуацию с позиции, если бы авторские права Уэллса были безоговорочно доказаны и в их защиту был предъявлен правильный иск. Даже в этом случае суд не признал нарушения – поскольку передача «Ночь, когда Америка содрогнулась» повествовала о самой радиопостановке «Война миров», использование фрагментов постановки было вполне оправданным. Такое использование для целей повествования является добросовестным (fair use) и в любом случае не требовало бы получения разрешения правообладателя.

Так, отвергнув все аргументы Уэллса, суд вынес решение в пользу CBS.

 

Война до конца времён

Почти одновременно с судебным решением, в котором Уэллсу отказано в защите авторских прав на «Войну миров», вышел фильм Уэллса «Процесс» по одноимённому роману Франца Кафки об абсурде правосудия. Вероятно, Уэллс был весьма вдохновлён опытом своей неудачной судебной тяжбы. Примечательно, что именно «Процесс» он назвал своим лучшим фильмом.

С точки зрения авторского права, Орсон Уэллс опередил своё время. Есть историческая несправедливость в том, что радиопостановка «Война миров» была создана в годы, когда закон ещё не давал подобным произведениям должной правовой охраны.

И всё-таки главный урок этой истории – опасность небрежного отношения к своим правам. Веря в своё авторство, Уэллс не стал в 1940 году добиваться его признания и в итоге лишился возможности его защиты. Не допусти он этого в 1940 году, в 1957 он мог бы рассчитывать на готовность CBS заключать договор не только с Кохом, но и с ним.

 

В 1872 году немецкий юрист Рудольф фон Иеринг прочёл в Вене лекцию о важности решительной защиты своих прав. Пятое издание его работы «Борьба за право», ставшей результатом той лекции, начинается с этих строк:

«Конец права – это мир. Путь к этому концу – война. Пока право вынуждено держать себя в готовности противостоять нападкам зла – а оно будет вынуждено делать это до конца времён – оно не может обойтись без войны».

 

Больше историй об интеллектуальной собственности читайте в телеграм-канале Games of Brands и на странице в Facebook.

Виктор Горский-Мочалов, Юрист
Команда
30 октября