Диктатора обидеть может каждый!
История о том, как бывший диктатор Панамы Мануэль Норьега пытался засудить Activision.
Добрый вечер! It’s IP-time с Яной Чучук.
В 2012 году компания Activision выпустила шутер «Call of Duty: Black Ops II». На роль одного из главных антигероев они выбрали бывшего диктатора Панамы — Мануэля Норьега.
Немного исторического бэкграунда для понимания всей абсурдности ситуации
В 1980-х Норьега единолично руководил Панамой. Как и многие другие диктаторы, он прославился своей одиозностью. В его послужной список входят такие подвиги как:
- продвижение интересов США в Латинской Америке и выполнение заданий ЦРУ за вознаграждение;
- во время сотрудничества с ЦРУ установил прочные панамериканские связи посредством регулярных поставок наркотиков в США от наркокартеля Пабло Эскобара;
- организовал один из крупнейших наркобизнесов в мире, в котором была задействована чуть ли не половина страны;
- в то же самое время активно сотрудничал с управлением по борьбе с распространением наркотиков США;
- способствовал устранению оппозиции с политического горизонта страны;
- предположительно передавал тайные сведения ЦРУ кубинскому правительству и некоторым европейским странам.
В конце 1980-х США неожиданно осознали, что Мануэль Норьега нарушает права человека, всячески способствует развитию наркобизнеса и угрожает безопасности граждан США. Они организовали и успешно выполнили операцию под кодовым названием «Just Cause» ("Правое дело") по свержению Норьега. Он попытался спрятаться от американских рук правосудия в здании папского нунция, но американцы проявили смекалку. Они подогнали к зданию технику с громкоговорителями и включили хиты рок-н-ролла на полную мощность, которые играли в течение 10 дней, пока Норьега не сдался.
Американцы отнеслись к выполнению этой боевой задачи с креативом и подобрали специальный плейлист для такого случая. На протяжении всей осады Норьега смог насладиться композициями:
- «Узник рок-н-ролла» (Prisoners of Rock and Roll — Neil Young);
- «Привет, это я» (Hello, It’s Me — Todd Rundgren);
- «Привет, мы здесь» (Hello, We’re Here — Tom T Hall);
- «Я боролся с законом, и закон победил» (I Fought The Law and the Law Won — Bobby Fuller);
- «Если бы у меня был гранатомёт» (If I Had a Rocket Launcher — Bruce Cochran);
- «Билет в один конец» (One Way Ticket — George Thorogood and the Destroyers);
- «Придёт и твоё время» (Your Time is Gonna Come — Led Zeppelin);
- «Всё, что я желаю — это ты» (All I Want is You — U2).
С полным списком хитов можно ознакомиться здесь:
В конечном счёте в США, Франции и Панаме ему были предъявлены обвинения в незаконном обороте кокаина, вымогательстве, отмывании денег и убийствах. В сумме он был приговорён к 57 годам тюремного заключения (с учетом скидки от ЦРУ за хорошую службу в первые годы диктатуры).
Теперь вернёмся непосредственно к вопросу взаимоотношений компании и диктатора
Уже находясь в тюрьме, из разговора с внуками Норьега узнал последние новости из индустрии видеоигр. Ему рассказали, что он стал главным антигероем в «Call of Duty: Black Ops II». По сюжету игры Норьега сперва помогает ЦРУ захватить террориста, но потом предаёт американцев, из-за чего навлекает на себя их гнев.
Недовольный таким поворотом событий Норьега обратился к компании Activision с иском о нарушении права на публичность и о неосновательном обогащении ввиду того, что компания получила дополнительные продажи за счёт известности его личности.
Американское законодательство предусматривает, что каждый гражданин имеет право на публичность, и только он вправе определять то, как его изображение будет использоваться в коммерческих целях.
Норьега был возмущен тем, что в игре он был представлен как похититель, убийца и враг государства.
Суд решил, что у компании было полное право изобразить историческую личность в вымышленном сюжете. Судья указал, что использование персонажа защищается правом на свободу слова, которое однозначно превалирует над правом публичности Норьега. Кроме того, он не предоставил доказательств, подтверждающих, что репутации Норьега был нанесен какой-либо ущерб. Судья также добавил, что «учитывая широкую известность его деятельности в 1980-х и начале 1990-х годов, сложно представить, что такие доказательства вообще существуют».
Activision также заявила, что если бы Норьега смог добиться успехов в суде, то это имело бы ужасающие последствия для всей индустрии фильмов и игр, в которых изображаются политические и исторические личности. Только в «Call of Duty: Black Ops II» Норьега был лишь одним из 45 исторических персонажей.
Впрочем, такой поворот событий можно считать win-win сотрудничеством между Норьега и Activision. После судебного разбирательства Норьега однозначно получил всемирную известность, а Activision, в свою очередь, создала воодушевляющий для индустрии видеоигр прецедент и, может быть, даже смогла увеличить продажи.