Игорь Невзоров, Управляющий партнёр
Команда
23 февраля 2021
6 минут

Черный Квадрат Малевича и Библия Гутенберга: на пути к новому авторскому праву

23 февраля – особая дата для защитников… авторских прав.

В этот день в 1455 году Гутенберг распечатал первый тираж своей Библии, начав эпоху книгопечатания и, соответственно, эпоху печатных привилегий – предшественников современного авторского права, о которых мы рассказывали на IP-экскурсии по Парижу XVI века.

В этот же день в 1879 году родился Казимир Малевич, автор «Черного квадрата» (1915 год).

Подобно тому, как вклад Гутенберга стал фундаментом для формирования современного авторского права, вклад Малевича может стать причиной появления нового авторского права.

 

Черные квадраты

Сами по себе изображения черных квадратов и черных прямоугольников существовали в искусстве задолго до 1915 года.

Роберт Фладд, иллюстрация понятий макро- и микрокосма, 1617 г.
Густав Доре. Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями, 1854
Laurence Sterne. The life and opinions of Tristram Shandy, Gentleman, 1759
Alphonse Allais. Combat de nègres dans un tunnel, 1882

Малевич в графической плане не сделал ничего нового – использовал простую геометрическую фигуру, которую до него широко использовали другие авторы.

С этой точки зрения – по крайней мере с позиции современного авторского права – его шансы защитить себя от копирования были минимальны, и на самостоятельную охрану он вряд ли мог претендовать.

Несмотря на это, творение художника называется большинством искусствоведов и зрителей не иначе как «Черный квадрат Малевича», то есть с четкой атрибуцией к конкретному автору, выделяя себя из множества прочих – более ранних или поздних – черных квадратов.

Представляется, что именно здесь мы видим задел для нового авторского права, которое может прийти на смену современному.

 

Идеологический контекст

В отличие от черных квадратов-предшественников, Малевич сопроводил свое произведение идеологическим обоснованием, указывающим на него как на прототип нового искусства человечества – супрематизма.

******

«Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче ее сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства.

Интуиция есть новый разум; сознательно творящий формы. Но художник, будучи порабощен утилитарным разумом, ведет бессознательную борьбу, то подчиняясь вещи, то уродуя ее.

Квадрат не подсознательная форма. Это творчестве интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой, царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры.

Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым. Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма. В искусстве Супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры».

К.Малевич, От кубизма и футуризма к супрематизму. 

******

Тем самым принципиальное отличие Черного квадрата Малевича от предыдущих черных квадратов в наличии привязанного к неоригиинальному графическому образу крайне оригинального идеологического контекста, наполняющего произведение особым смыслом. Графический образ черного квадрата лишь одна из плоскостей более комплексного многоаспектного произведения искусства.

В подобной перспективе шедевр Малевича предвосхищает все новое искусство XX-XXI веков. Такое искусство заключено не только, и не столько в графическом образе. Оно заключено в первую очередь в особых смыслах, созданных автором в привязке к образу; в идеологическом контексте.

Сам неоригинальный графический образ, как правило, повторяющий чужие произведения, не играет для представителя нового искусства в отсутствие идеологического контекста какой-либо значительной роли.

Черные квадраты впервые нарисованы до Малевича; «Фонтан» или «Банка Супа Кэмпбелл» массово производятся на заводах до Дюшана или Уорхола; комиксы опубликованы до Роя Лихтенштейна.

Представители нового искусства в рамках процесса творения лишь выбирают существующие в обществе образы и наполняют их совершенно новым смыслом.

Называя себя по старинке художниками или дизайнерами, в действительности новые авторы таковыми не являются. Они – творцы новых смыслов для уже существующих произведений и создатели идеологического контекста.

 

Гутенберг и Малевич

Напечатав в 1455 году первую массовую книгу, Гутенберг создал ключевую предпосылку для появления авторского права. Монополия на внешнюю форму выражения текста или графики закрепляется за тем человеком, который обосновал ее необходимость перед монархом, указав, что является первым публикатором (королевские привилегии на книгопечатание) или автором (современное авторское право).

Создав в 1915 году картину «Черный квадрат», Малевич показал, что будущее искусство не привязано к внешней форме выражения графики. Графика – это лишь одна – не самая важная – плоскость, которой многоаспектный шедевр касается визуального мира. Это лишь видимая глазом вершина айсберга, умозрительная часть которого (тот самый идеологический контекст Черного квадрата) скрыта от глаз глубоко под водой и постигается лишь посредством рефлексии и умозаключений.

С этой точки зрения, направленное на защиту лишь графического образа, так ценного для Гутенберга, современное авторское право ничем не может помочь, а лишь мешает творцам нового искусства.

Современное авторское право, защищающее внешнюю форму выражения, считает использование новыми авторами уже существующих чужих графических образов нарушением прав третьих лиц. При этом не предоставляет никакой правовой охраны особым смыслам новых шедевров, хотя именно в них скрыта основная ценность и красота нового искусства для общества.

Черный квадрат Малевича, подобно Библии Гутенберга, открывая человечеству следующий этап истории искусства, заставляет задуматься о неприспособленности авторского права старого этапа для будущего и недвусмысленно намекает на необходимость и неизбежность его реформы.

Игорь Невзоров, Управляющий партнёр
Команда
23 февраля 2021