Евгения Булдакова,
Команда
16 сентября 2021
7 минут

Как Жан-Поль Бельмондо отстаивал права на свой облик и деловую репутацию

Осенний bonjour вам, друзья!

На прошлой неделе мир со слезами на глазах и светлой грустью в сердцах простился с Жан-Полем Бельмондо, проводив его в последний путь.

Мало кто знает, но помимо значительного вклада в европейский кинематограф, французский актёр внёс свою лепту также в историю развития права интеллектуальной собственности. Сегодня мы решили рассказать вам о нескольких делах, в которых он принимал непосредственное участие, уверенно отстаивая право на защиту личного облика.

Все мы прекрасно понимаем, что бытие в качестве селебрити беспрестанно сопровождается пристальным вниманием со стороны публики, вследствие чего крупные (и не очень) компании только и рады транслировать изображения (фото или видео) знаменитостей в своих рекламных кампаниях, всевозможных СМИ, а сейчас – ещё и на интернет-площадках. Оно и понятно – интерес к продукту значительно повышается, если большой рекомендасьон исходит напрямую от широко узнаваемых общественных фаворитов. Это, в свою очередь, порождает ряд проблем – так, паразитирование на репутации звёзд стало, увы, неотъемлемой частью прошлого и нашего настоящего.

Европейская доктрина не только допускает существование права на внешний облик, но и активно защищает его наряду с имиджевыми правами, что для популярных персоналий – глоток свежего воздуха и лучик надежды в тёмном царстве злоупотреблений. Так, практика французских судов придерживается утвердительной позиции относительно права человека на защиту своего образа в целом. Кейсы, участником которых, в частности, был Жан-Поль Бельмондо, доказывают эту положительную тенденцию – использование изображения (или даже образа) известной личности без согласия на такое использование – недопустимо.

В деле «Belmondo, Halliday and Vartan v. Eminence» компания-ответчик размещала  рекламные плакаты нижнего белья с надписью «Остерегайтесь имитаций», изображая, по её мнению, пародии на истцов. Суд присудил возмещение убытков истцу, поскольку был доказан факт того, что потребители поверили в то, что знаменитости одобрили нижнее белье (сейчас бы их восприняли амбассадорами или инфлюэнсерами бренда 😉). По мнению судей, «такого рода имитация не является допустимой пародией, поскольку она является не самоцелью, а средством, используемым в рекламных и коммерческих целях для привлечения внимания общественности не к художнику, а к продукту, и без получения специального разрешения от заинтересованного лица это недопустимо». Но поскольку истцы никогда не рекламировали свой образ и не выстраивали маркетинговый имидж вокруг него, суд решил, что присуждение компенсации за упущенную выгоду (чего изначально требовали селебрити) было бы неуместным, так как за время своей карьеры они не выстраивали историю маркетинга своего образа, поэтому оценить её рыночную стоимость не представляется возможным.

Ещё один интересный кейс – дело, в котором Бельмондо подал иск против небезызвестной компании «Marie-Claire»[4]. Фактические обстоятельства сложились так: журнал в одном из своих выпусков опубликовал фотографии, на которых изображены два лица – Жан-Поль Бельмондо и Урсула Андресс. Снимки, использованные в номере, были немного отредактированы следующим образом: фотокарточки, которые были сделаны во время съемок двух отдельных фильмов («Сумерки орлов», из которого был взят образ мисс Урсулы Андресс, и «Обезьяна зимой», из которого был взят образ Жан-Поля Бельмондо), были вырезаны из них, а с одной из фотографий был удален ещё один персонаж для целей создаваемой композиции. Суд пришёл к выводу, что фирма должна возместить ущерб Жан-Полю Бельмондо, а также принять некоторые меры огласки за собственный счёт, поскольку публикация нарушила право на изображение и личный облик лица.

Суд посчитал, что:

1) Фотографии не были опубликованы исключительно в информационных целях;

2) Нельзя утверждать, что не имеет большого значения отсутствие согласия Жан-Поля, поскольку апеллянты без его разрешения изменили композицию и назначение фотографий в целях коммерческой рекламы. 

3) Более того, суд обратил внимание на то, что публикация этих фотографий, сопровождаемая комментарием о его личной жизни, представляет собой, даже если такой комментарий ничего не раскрывает, детали именно частной жизни, что представляет собой посягательство на неё в тот момент, когда она становится достоянием общественности.  При этом суд так же, как и в кейсе против Eminence, уменьшил компенсацию, поддержав лишь требование  о возмещении реального ущерба, сумма которого составила 20 000 франков (размер гонорара актёра на тот момент).

Как итог: в обоих случаях суды пришли к выводу, что коммерческое использование изображений звёзд, независимо от их переработки, не должно признаваться допустимым – это легко может ввести в заблуждение потребителей. Согласитесь, появление в рекламе Жан-Поля Бельмондо и ваше сердце бы растопило ;)

А сейчас предлагаю почтить память великого актёра и включить что-нибудь из классики французского кино с участием Жан-Поля. Лично мой фаворит – «Баловень судьбы» ;)

Больше историй об интеллектуальной собственности читайте в телеграм-канале Games of Brands.

 P.S. Отчаянно хотели отыскать плакаты из первого дела, но пока тщетно. Если вдруг у вас они есть, присылайте нам в IP-чат 😉



Евгения Булдакова,
Команда
16 сентября 2021