Яна Чучук , Стажер
Команда
27 августа 2021
7 минут

Новая власть в Афганистане: что ждёт товарные знаки в ближайшем будущем?

Буквально полторы недели назад в Афганистане произошли кардинальные перемены. Стоит ли уже волноваться за свои товарные знаки? 

Изображение: Image by Suliman Sallehi. Source: www.pexels.com/ru-ru/photo/1484776/

Изображение: Image by Suliman Sallehi. Source: www.pexels.com/ru-ru/photo/1484776/


1. Правовая система Афганистана

Правовая система Афганистана тесно связана религиозными нормами ислама. Система права Афганистана состоит из трех частей: статутное (законы и другие нормативные акты), шариат (исламская доктрина о правилах поведения мусульман) и обычное (система правовых обычаев) право. Вместе с тем, Конституция 2004 года отводит особую роль именно шариату. Согласно её положениям «ни один закон не может противоречить священной религии Ислам и Конституции».  

 

2. Интеллектуальная собственность в Афганистане

Поскольку интеллектуальная собственность (IP) — достаточно новое явление, первоисточники мусульманского права обошли его стороной. Соответственно, все исламские государства, включая Афганистан, приняли отдельные светские законы для регулирования вопросов интеллектуальной собственности. 

История развития IP в Афганистане началась в 1955 году, когда был принят Торговый кодекс, в котором две статьи были посвящены товарным знакам. Всего через 5 лет был принят отдельный закон по товарным знакам. В него было уже включено около 30-ти статей, в которых впервые подробным образом были урегулированы вопросы, касающиеся товарных знаков. 

Новая эра для товарных знаков началась в Афганистане со сменой власти в 2001-2002 годах. Основным стимулом для бурного развития законодательства в сфере IP стало желание вступить в ВТО. Одним из условий вступления в ВТО является соответствие законодательства государства требованиям организации. Так, в 2009 году был принят Закон «О регистрации товарных знаков», но его пришлось позднее исправить в соответствии с соглашением ТРИПС, что и было сделано в 2015 году.    

В целом, на международном уровне Афганистан присоединился к Марракешскому соглашению, учреждающему ВТО, Соглашению ТРИПС и Конвенции, учреждающей ВОИС. В 2018 году Афганистан также присоединился к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков.

Парадоксально, но несмотря на то, что Афганистан уже три года как присоединился к Протоколу, на его территории до сих пор не было подано ни одной заявки на международную регистрацию товарного знака. Зато Афганистан достаточно часто становится страной, где желают получить охрану для своего товарного знака посредством международной заявки правообладатели из других стран. Только за время написания статьи количество обозначений, заявленных на регистрацию товарного знака в Афганистане по международной системе, выросло с 2 792 до 2 796.

Скриншот из реестра товарных знаков, зарегистрированных в Афганистане по мадридской системе. (Изображение: WIPO. Source: https://www3.wipo.int/branddb/en/)

Скриншот из реестра товарных знаков, зарегистрированных в Афганистане по мадридской системе. (Изображение: WIPO. Source: https://www3.wipo.int/branddb/en/)

 

3. Новая власть в Афганистане и её отношение к IP

15 августа 2021 года представители радикального движения Талибан (запрещённой в РФ террористической организации) заявили об установлении контроля над всей территорией Афганистана. У нового правительства совершенно иной взгляд на будущее правовой системы страны. Они уже находились у власти с 1996 года по 2001 год, но их позиция относительно IP остаётся неясной. Кроме того, в последние дни представители движения заявляли, что теперь занимают несколько более либеральную позицию в отношении отдельных правовых вопросов. 

Поскольку адепты не высказали какой-либо позиции касательно интеллектуальной собственности, то нам остаётся только предсказывать, что ждет товарные знаки в Афганистане. 

 

4. Позиция ислама в отношении права интеллектуальной собственности 

Чтобы понять всю сложность вопроса, сперва нужно разобраться, каких ценностей придерживаются представители новой власти. 

“Важная религиозная справка”: ислам – очень разнородная система верований. В целом, весь ислам делится на два с половиной течения. Исторически сложилось два течения: суннизм и шиизм, не так давно сформировалось третье – ваххабизм.  Суннизм, в свою очередь, делится на несколько каноничных школ права: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы. 

Представители новой власти Афганистана придерживаются именно ханафитского мазхаба. Некоторые из них также исповедуют более жесткий салафизм, вытекающий из ваххабитского учения. Такая комбинация вероисповеданий характеризуется строгим следованием правилам и недопущением вольного толкования. 

На вопрос «противоречит ли интеллектуальная собственность исламу» доктрина дает два ответа: да и нет. 

Подавляющее большинство представителей ислама придерживаются позиции, что IP не противоречит исламу. Их главный аргумент заключается в том, что запрещено только то, что прямо запрещено Кораном. Коран, конечно, ничего не говорит про IP, но он абсолютно нормально относится к созданию и накоплению богатства, а также приобретению права собственности, которое священно. Коран позволяет человеку трудиться и пожинать плоды своего труда.  Из чего исследователи делают вывод, что мусульмане вправе иметь права интеллектуальной собственности и получать от этого прибыль. 

Отдельного внимания заслуживает мнение исламских правоведов, что интеллектуальная собственность всё же является неким правом собственности. Все виды собственности по исламскому праву принадлежат Богу, и он её даровал людям. Следовательно, любое нарушение права собственности противоречит воле Бога. 

В подтверждение своей позиции исследователи ссылаются на Фетву и Фикх (мнения ведущих исламских правоведов), выпущенные ведущими институтами в сфере толкования шариатского права. Фетва и Фикх сходятся во мнении, что исламское право не имеет ничего против использования и распоряжения правом на товарные знаки, а в современном мире они имеют особую экономическую ценность. 

Изображение: Image by RODNAE Productions. Source: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/7249191/

Изображение: Image by RODNAE Productions. Source: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/7249191/

Однако существует и противоположная точка зрения, что исламское право не признает права интеллектуальной собственности. Основной довод правоведов сводится к тому, что в Коране идет речь только о той собственности, которая имеет некое телесное воплощение и которую можно ощутить с помощью органов чувств. 

Они уверены, что некий абстрактный концепт не может принадлежать отдельному лицу и, соответственно, быть недоступным для использования всеми остальными. В противном случае это привело бы к монополизации идей и знаний, что прямо противоречит принципам ислама. Пророк Мухаммед говорил, что у того, кто скрывает знания, будут большие проблемы в день Воскресения. 

Последний довод противников IP основывается на том, что интеллектуальная собственность – это продукт стран Запада, а страны Востока не должны следовать навязываемым культурным ценностям.   

Однако практически все учения ислама придерживаются первой точки зрения, то есть не имеют ничего против IP, тогда как именно ханафитский мазхаб изначально выступал против интеллектуальной собственности. Поскольку новая власть Афганистана так же отчасти придерживается ханафитского мазхаба, то было бы логично предположить, что с приходом к власти они отменят законы в сфере IP. Однако прошлое правительство Афганистана также его придерживалось и, тем не менее, создало развитое законодательство в сфере интеллектуальной собственности. 

Кроме того, сейчас даже доктрина ханафитов отходит от такого строгого толкования Корана по вопросу IP.

 

5. Опыт других исламских стран 

Помимо Афганистана, яркий пример исламского государства, где придерживаются ханафитского мазхаба – это Пакистан. Именно в Пакистане, где изначально и зародилось данное политико-религиозное движение, захватившее власть в Афганистане, также предоставляется защита объектам интеллектуальной собственности. 

Даже если предположить, что адепты движения придерживаются ваххабизма, одного из наиболее строгих вариантов толкования ислама, то, вероятнее всего, они всё равно оставят в силе IP-законодательство. Самым ярким примером ваххабитского государства на политической карте мира остается Саудовская Аравия. Саудиты ещё в 1982 году подписали конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности, а в 2004 году – Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений.

 

6. Особенности мусульманских товарных знаков 

Несмотря на всю либеральность шариатского права в отношении интеллектуальной собственности, большинство исламских государств вводят запрет на регистрацию товарных знаков, связанных с отдельными категориями товаров и услуг. В основном, такие запреты связаны с производством алкоголя, продажей свинины и организацией азартных игр. 

Хотя сегодня даже исламские страны постепенно смягчают ограничения. Например, не так давно ОАЭ смягчили правила употребления алкоголя в стране, что позволило юридической компании CLAIMS зарегистрировать первый в истории государства товарный знак по классу “услуги баров”

Свидетельство на товарный знак, зарегистрированный для услуг баров в ОАЭ. Изображение: Телеграм-канал Games of Brands. Ссылка: https://t.me/IPWbyCLAIMS/1773

Свидетельство на товарный знак, зарегистрированный для услуг баров в ОАЭ. Изображение: Телеграм-канал Games of Brands. Ссылка: https://t.me/IPWbyCLAIMS/1773 

 

7. Итоги 

Таким образом, есть все основания полагать, что зарегистрированные при прежнем правительстве Афганистана товарные знаки будут охраняться и дальше, а равно будет доступна регистрация новых объектов интеллектуальной собственности. По крайней мере, это было бы логичным шагом нового правительства страны, учитывая доктрину, а также опыт других стран и самого Афганистана.   

В конце 1990-х Афганистан уже имел опыт нахождения под властью данного религиозно-политического движения. Их правление запомнилось жителям крайне жесткими мерами в отношении всех сторон социальной, культурной и религиозной жизни. В тот период нахождения у власти законодательство было изменено кардинальным образом. 

Сегодня шанс того, что законодательство Афганистана вновь претерпит такие кардинальные изменения, значительно ниже. Участники движения всеми силами стараются показать, что они значительно смягчили свою позицию в отношении многих вопросов жизни общества и намереваются стать легитимной политической силой в Афганистане. Еще рано делать какие-либо выводы, но в отличие от предыдущего периода правления они начали давать пресс-конференции по поводу будущего государства, их лидеры получили образование, а представители ведут переговоры с дипломатами других государств.  Сейчас они находятся под пристальным вниманием мирового сообщества, что, вероятно, станет сдерживающим фактором на пути запрета исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. 

Хотя, конечно, не стоит надеяться на то, что будет снят запрет на регистрацию товарных знаков в отношении отдельных категорий товаров и услуг. Есть даже основания полагать, что такой список может расшириться. 

Для понимания всей картины происходящего в Афганистане стоит обратить внимание, что на сегодняшний день не вся территория страны контролируется адептами религиозно-политического движения. 17 августа Амрулла Салех, бывший вице-президент, принял пост исполняющего обязанности Президента Афганистана и вместе с “Новым Северным Альянсом” установил контроль над отдельными территориями страны  (в частности, над Панджшерским ущельем).

Амрулла Салех. (Изображение: (CC BY-SA 2.0) Image by Heinrich-Böll-Stiftung. Source: https://www.flickr.com/photos/boellstiftung/6419168299)

Амрулла Салех. (Изображение: (CC BY-SA 2.0) Image by Heinrich-Böll-Stiftung. Source: https://www.flickr.com/photos/boellstiftung/6419168299)

Соответственно, было бы логично предположить, что территории, контролируемые правительственными войсками (по крайней мере на 27 августа - дату написания настоящей статьи), сохранят афганское законодательство, существовавшее ранее.

 

Теперь представим, что через некоторое количество лет Афганистан станет единым государством, где вся территория страны будет контролироваться одной политической силой. В такой ситуации возникает закономерный вопрос, что произойдет со всеми товарными знаками, зарегистрированными оппозиционными властями. Во-первых, новым властям придётся решить вопрос того, как интегрировать один реестр в другой, а также за чей счет такая интеграция будет осуществляться. Во-вторых, победившая сторона не признает товарные знаки, зарегистрированные другим правительством. С другой стороны, возможна ситуация, когда Афганистан последует примеру государств, у которых две и более юрисдикций на территории одной страны. Например, сейчас такая ситуация сложилась между Ираком и Курдистаном, а также КНР, Гонконгом, Макао и Тайванем. 

Кроме того, пока территории Афганистана будут вести различные реестры, вполне вероятна ситуация, что после воссоединения страны некоторые товарные знаки будут дублировать друг друга, но при этом принадлежать разным правообладателям.

 

Больше классных историй об интеллектуальной собственности читайте в телеграм-канале Games of Brands.

Яна Чучук , Стажер
Команда
27 августа 2021